1) МАЛЕНЬКИЙ И БОЛЬШОЙ
Выберите любую пару из взрослого животного и детеныша (или детенышей) и расскажите ребенку небольшую историю. Например: «Лошадь и жеребенок бегают по полю. Жеребенок маленький, — тут вы обращаете на это внимание, — а лошадь большая!» — что вы тоже показываете наглядно. Теперь наступает очередь ребенка: попросите его показать вам маленьких утят и большую утку; пушистых ягнят и маму-овечку; и т.д.
2) КТО СПРЯТАЛСЯ?
Выложите несколько деталей с мамами и — отдельно — с детенышами; однако пусть мам будет на 2–4 больше, чем деток (их вы спрячете в мешочек).
Предложите ребенку найти мам, чьи детки убежали: когда он сопоставит все «полные» пары, будет ясно, кто из мам остался один. Теперь вместе загляните в мешочек — там найдутся дети-проказники, которых вы вернете к мамам.
Можно играть и наоборот. Чьи-то мамы ушли по делам? Значит, надо понять, кому из детенышей нужна помощь, чтобы воссоединиться с ними!
3) ПРЯТКИ
Если малышам в поисках «спрятавшихся в комнате животных» все же нужна помощь, то дети постарше отлично проведут время, разыскивая детали пазла без участия взрослых. Хорошая идея на случай прихода маленьких гостей!
Главное — убедитесь, что ребятам все же даны некие инструкции (в том числе, по безопасности). А когда найдут все детали, пусть принесут родителям и соберут в единый пазл!
4) ВСЁ НЕ ТАК ПРОСТО!
Предложите ребенку собрать пазл, однако перед этим не просто перемешайте его детали, но и выложите их разными лицевыми сторонами кверху. Это усложнит задачу и сделает процесс более интересным.
5) ЗАГАДКИ
Сложите всех (или несколько) животных в мешочек. Теперь наугад вытащите одну деталь пазла, не показывая ребенку, и придумайте для него загадку про это животное. Пусть он угадает хотя бы само животное, а чтобы уточнить, взрослое оно или детеныш, вам придется приложить еще больше фантазии, а ребенку — смекалки!
6) ЧТО ЖЕ У НИХ ОБЩЕГО?
Учите ребенка находить у разных животных общие черты. (А ведь это значит, что вам предстоит искать и различия!)
Например, попросите собрать вместе животных, которые…
1. Умеют летать
2. Едят траву
3. Дают молоко
4. Днем пасутся на лугу
5. Не покидают пределов двора или фермы
Вариантов может быть множество! Рассказывайте ребенку про привычки, повадки и особенности животных. Тут же можно отдельно отметить, что у многих разных на первый взгляд животных может быть и что-то общее. Например, и корова, и свинья, и собака — все кормят своих детенышей молоком.
7) ОБМЕН ИСТОРИЯМИ
Попросите ребенка выбрать животное, которое ему сегодня больше всего по душе — и рассказать почему. Когда он завершит свой рассказ, выберите одно животное сами (может и то же самое!) и в свою очередь расскажите, чем оно вам приглянулось. Например: «Я выбираю собаку, потому что она добрая и верная, охраняет участок и всех животных на ферме, а также хозяина. Собаки помогают пасти коз и овец, а еще они очень веселые!»
Обсудите с ребенком, есть ли одни и те же особенности у разных животных.
8) КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ
Придумайте рассказ с участием нескольких животных и разыграйте его наподобие спектакля. Пусть в нем будет появление «на сцене» тех или иных животных и их взаимодействие друг с другом; вопросы и ответы, помощь и поддержка.
Возможно, получится подключить ребенка по мере разворачивания сюжета. Например, вы говорите: «Тут на лужайке появилась корова» — и ребенок сам находит корову среди деталей пазла и «выводит ее на сцену». Может быть, дальше корова спросит: «Где моя подруга свинья? Мне нужно у нее кое-что спросить!» И ребенок находит и включает в игру свинку.